Все дети проходят через определенные стадии развития, кто-то раньше, кто-то позже. Небольшие отклонения от нормы не так страшны, однако длительная задержка в освоении двигательных навыков - сигнал для родителей о необходимости проконсультироваться с врачом. Только опытный специалист может установить истинную причину задержки развития.
Ниже приведены стандартные этапы формирования мелких моторных функций у детей в возрасте до 1 года.
В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая двигательная функция руки - хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он плотно сжимает их.
В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет
2-3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.
Начиная с трех месяцев появляются условно-рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Совершает энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.
У четырехмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.
В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец
другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а
также к близкому предмету.
В 6-7 месяцев ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку
игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся
более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны
с водой, хлопает по воде. Обороняются руками при приближении
руки с мылом.
В 8-9 месяцев крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью. Показывает
нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прщании.
Начинает проявляться преобладание одной руки.
После 9 месяцев начинает формироваться манипуляционная деятельность.
В возрасте 10-11 месяцев ребенок накладывает один предмет на другой.
Характерно манипулирование с двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.
В 12 месяцев держит чашку, когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты.




